Как известно, упаковка должна препятствовать высыханию продукта, впитыванию продуктом атмосферной влаги, посторонних запахов, улетучиванию ароматических веществ, биологическому загрязнению (развитию плесени, грибков, микроорганизмов, насекомых, грызунов). Также материал упаковки не должен разрушаться и разлагаться под действием холода, тепла, света и не должен вступать во взаимодействие с продуктом, изменять его вкусовые качества, запах, цвет, вызывать миграцию материала в продукт и наоборот.

Упаковочные материалы: полиэтиленовая, полипропиленовая пленки

Всякого рода продукты пропитания принято паковать в полиэтиленовую или полипропиленовую пленки, а также в комбинированные материалы (ламинаты) с межслойной печатью (полиэтилен/полипропилен, полипропилен/полипропилен). Из 1 кг пленки получается до 280 пакетов для упаковки килограмма сыпучих продуктов.

Дешевле и проще всего работать с полиэтиленом. Агрегаты, пакующие в такую пленку, имеют импульсный нагрев сварных элементов, они дешевле машин с постоянным нагревом (для полипропиленовой пленки) на $300—500. Но при выборе продукта на прилавках магазина покупатель в 80% случаев выбирает упакованное в полипропилен. Это обусловлено тем, что полипропилен, в отличие от полиэтилена, более прозрачен и обеспечивает более эстетический вид упакованного продукта. Особенно, если на таком полипропилене дополнительно нанесен рисунок (печать).

Но недостатком полипропилена является его слабая устойчивость к механическому воздействию. Пакет из полипропилена может лопнуть от излишка веса либо вследствие соприкосновения с гранями или углами других предметов. К тому же, полиграфия, нанесенная на поверхность полипропилена быстро вытирается.

Многослойные пленки более прочные и эластичные, чем полипропилен, а рисунок между слоями, в отличие от поверхностных изображений, не стирается. Но килограмм комбинированной пленки с печатью будет стоить минимум на 5-6 гривен дороже однослойной полипропиленовой пленки с печатью. На Западе 90% упаковщиков используют многослойные пленки, у нас же такую роскошь могут себе позволить фирмы с именем, имеющие свою торговую марку и постоянный круг клиентов.

Также, следует учитывать, что выбор упаковочного материала зависит и от особенностей самого продукта. Например, мука перед фасовкой может иметь влажность 12-16%. Если ее даже с таким содержанием влаги упрятать в полимерную пленку, то в течении недели продукт просто заплесневеет.

Оформление упаковки

С точки зрения дизайна требования к упаковке можно условно разделить на три группы:

  • основные (утилитные) — обеспечивающие выполнение требований производства, а также условий защиты продукции, окружающей среды и доставки продукции потребителю;
  • дополнительные — рекламные, информационные, потребительские;
  • эстетические — связанные с гармонизацией утилитарных и эстетических запросов, созданием красивых, привлекательных и функциональных изделий.

Для коммерческого успеха дизайн упаковки должен обеспечивать:

  • поддержку репутации (имиджа) фирмы и торговой марки товара;
  • соответствие способам реализации товара и стимулирование покупки;
  • простоту, ясность и привлекательность оформления;
  • экономичность для изготовления и приемлемую цену для покупателя.

Конструкция упаковки (ее размер, форма) должна соответствовать способам выкладки товара, обеспечивать свободный доступ к нему покупателя, легкое считывание информации. Для товаров повседневного спроса упаковка должна быть простой, нейтральной, гармоничной, уравновешенной. Быстрый выбор необходимого товара среди массы других требует правильного цветового решения упаковки.

Упаковка по конструкции, размеру, форме, цвету, внешнему оформлению должна быть адекватна упакованному продукту. Не стоит удорожать упаковку товаров повседневного спроса (мука, сахар, макароны) использованием дорогостоящей, многокрасочной (6—8 цветовой) печати, металлизации, тиснения.

Для порционной (разовой) упаковки массу продукта определяют из дозы его разового потребления. Более крупная потребительская упаковка должна вмещать в себе количество продукта, равное потребности в нем средней семьи из трех человек за время, равное половине срока годности продукта.

Текст, помещенный на упаковке, должен давать необходимую информацию о продукте, его свойствах, особенностях применения, хранения. Эта информация регламентируется нормативной документацией на продукцию.

Размеры шрифтов зависят от возможностей полиграфического оформления, объёма размещаемой на упаковке информации, размеров упаковки. Для упаковки массой до 50 г используют шрифты до 6 кегля включительно; массой 50—200 г — до 8 кегля; массой 200-1000 г — до 10 кегля; свыше 1000 г — до 12 кегля.