С развитием общепита (особенно небольших заведений быстрого питания) и упаковочной индустрии, широкое распространение и значимость приобретает порционная упаковка. Все реже и реже можно встретить полноценную сахарницу, солянку или перечницу. Как правило, такие атрибуты остались лишь в распоряжении дорогих и солидных ресторанов (или же заведений, которые очень желают выглядеть дорогими и солидными). Во всех остальных закусочных, кафе, бистро и кофейнях наступила эра стиков и сашетов.

порционная упаковка стикДа и не только в них: кофе-брейки на совещаниях, фуршеты на встречах, перекусы на офисных кухнях и походы на пикник также не стоят в стороне и активно приобщаются к порционной упаковке. Не говоря уже о транспорте, на котором разовая упаковка присутствует очень давно. Вспомните хотя бы завернутый в бумагу сахар-рафинад, используемый железной дорогой и авиаперевозчиками бывшего Советского союза.

Порционная упаковка стала настолько популярной, что даже большие торговые сети активно презентуют на своих полках сахар, соль, перец, специи, соусы, майонезы в разовых упаковках. И дело здесь не столько в заботе о потребителе, сколько в реализации известной шутки о том, что чипсы – это умение продать один картофель по цене килограмма. Реализация продуктов в разовой упаковке очень выгодна торговым сетям, а покупатель, если он не очень стеснен в средствах, получает выгоды в виде удобства перемещения, хранения и использования наиболее востребованных для него продуктов. То есть, довольны все. И, как следствие, спрос на порционную упаковку растет.

Виды порционной упаковки

Какую же лучше всего использовать порционную упаковку? Рассмотрим этот вопрос в разрезе наиболее прижившихся видов с точки зрения как потребителя, так и реализатора (упаковщика продукта, торговой сети, заведения общепита или перевозчика).

На сегодняшний день, на рынке наибольшее распространение получили два вида разовой упаковки: стик-пакет (или просто стик) и пакет-саше (или сашет).

Стик – это трехшовный пакет в виде трубочки: один шов продольный (его еще называют задним) и два поперечных (верхний и нижний).

Изготавливается на оборудовании:

Сашет – это прямоугольный или квадратный пакет с тремя или четырьмя швами по периметру (в трехшовном сашете на одной стороне периметра вместо шва находится место сгиба упаковочного материала).

Изготавливается на оборудовании:

 

Критерии выбора

Если предоставить выбор упаковки потребителю, то в большинстве случаев он выберет стик (мы рассматриваем ситуацию идентичных товаров и одинаковую распространенность и доступность указанных видов упаковки). Обусловлено это подсознательной склонностью человека считать продолговатые предметы более удобными в обращении, чем квадратные или прямоугольные. К тому же, изобретатель стика предполагал возможность его вскрытия одной рукой. Следовательно, если упаковщик правильно рассчитал соотношение размеров стика и продукта, который в нем находится, у потребителя появляется дополнительный бонус в удобстве использования. Хотя, признаться честно, редко можно встретить умельцев, вскрывающих стики одной рукой. Как правило, используются обе. Но даже в этом случае, надрывать трубочку кажется более удобным, чем прямоугольный пакетик.

Теперь, сместимся на противоположную сторону и посмотрим на упаковку глазами реализатора. На первый взгляд, ему должно быть все равно, в чем предлагать свой продукт: если потребитель больше склонен к стику, значит надо предлагать именно стик. Большая часть реализаторов именно так и поступает. Но есть ряд моментов, которые вынуждают сместить акценты в пользу сашета, а именно:

  1. Стик имеет меньшую площадь для нанесения полиграфии: текста или изображения. Это не критично, если на стиках содержится только название продукта или простые однострочные названия реализатора. Но если требуется чуть больше текста (скажем, инструкцию по применению) или сложный графический логотип, то стик резко уступает в конкуренции сашету. Особенно если учесть, что на плостих поверхностях сашета и текст, и изображение гораздо легче воспринимаются человеком, чем на выпуклых у стика.
  2. Узкое сечение стика (диаметр трубочки) требует наличия хорошо сыпучего или текучего продукта. Если продукт не будет обладать достаточной сыпучестью или текучестью, фасовать его в стики будет крайне сложно: возможны значительные отклонения в дозах, залипание продукта в механизмах дозирования, отказ фасовочного оборудования или уменьшение производительности. В этом случае, использование стика становится просто невыгодным.
  3. Особенности фасуемого продукта не позволяют поместить его в стик. К примеру, упаковка пакетиков с чаем (да и чая вообще) – сложно представить себе этот продукт в стиках. А вот сашет вмещает его в себя без каких-либо проблем. Аналогично и с влажной салфеткой, входящей в состав бортовых комплексов питания авиаперевозчиков.

Указанные причины приводят к тому, что реализатор, в некоторых случаях, фактически навязывает потребителю ту разовую упаковку, которая выгодна прежде всего ему самому.

Соответственно, вопрос выбора порционной упаковки – это возможность поместить пакуемый продукт внутрь упаковки, а амбиции реализатора реализатора наружу. Другими словами, если продукт легко помещается в стик, а реализатор не страдает излишним желанием приукрашивать упаковку сложными логотипами или обилием текста, он в 90 процентах случаев выберет в качестве порционной упаковки именно стик. Если же для реализатора очень важно наличие текста, логотипов или продукт по какой-то причине не способен полноценно фасоваться в стик, потребителю будет предложен безальтернативный вариант в виде сашета.